Заявки принимаются круглосуточно
Выезд с 9:00 до 22:00
+7 (812) 435 55 55
121912

Содержание статьи:

Что должно входить в аптечку для оказания первой помощи?Аптечка первой помощи должна быть в каждой организации, на предприятии, в офисе. Это требование вытекает из ст. 223 Трудового кодекса РФ, которая обязывает работодателя оборудовать помещения и организовывать посты, укомплектованные аптечками для оказания первой медицинской помощи.

Требования закона к составу и применению аптечки первой помощи

Комплектация аптечки для оказания первой медицинской помощи четко регламентирована, руководство организации не имеет права изменять ее по своему желанию.

С 1 сентября 2021 года вступил в силу приказ Минздрава от 15 декабря 2020 года № 1331н, устанавливающий новые правила и рекомендации по содержимому и использованию аптечки для оказания первой помощи на предприятии. Срок действия приказа – 6 лет, до 1 сентября 2027 года. До этого дня состав и применение аптечки первой помощи регламентировались приказом № 169н от 5 марта 2011 года. Аптечки, собранные в соответствии с этим приказом, допускается использовать до истечения срока годности, при этом установлен максимальный срок – 31 августа 2025 года.

Аптечка первой помощи должна всегда быть полностью укомплектована согласно утвержденному составу. Не допускается уменьшение предусмотренного законом количества входящих в нее медицинских изделий. При использовании или утилизации по истечении срока годности изделия из аптечки нужно заменить на аналогичные.

Все средства, входящие в состав аптечки, должны быть зарегистрированы на территории РФ, не допускается применение изделий, не зарегистрированных в установленном порядке.

Документы, регламентирующие регистрацию мед. изделий:

  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 46 от 12 февраля 2016 года «О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий». Опубликовано на сайте Евразийского экономического союза.
  • Постановление Правительства Российской Федерации N 1416 от 27 декабря 2012 года «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий».

Размещение аптечки

Препараты, входящие в состав аптечки первой помощи, могут находиться в футляре или сумке на специальном санитарном посту. Как правило, это открытый шкаф или шкаф с дверками, не закрывающимися на ключ. Аптечки можно делать переносными, что особенно актуально для организаций, предусматривающих разъездной характер работы. Рядом с местом расположения стационарной аптечки должен быть нанесен соответствующий знак (белый крест на зеленом фоне) или надпись, кроме того, оно указывается на плане эвакуации.

Каждая организация, предприятие или офис должны иметь как минимум одну аптечку. Их количество может быть увеличено в зависимости от численности сотрудников, наличия нескольких помещений, цехов, офисов для профессиональной деятельности, удаленных друг от друга. В течение всего дня аптечка должна быть доступна для всех работников предприятия.

Что находится в аптечке первой помощи

Что должно входить в аптечку для оказания первой помощи?

Согласно рекомендациям Минздрава, аптечка первой помощи не содержит лекарственных средств. Объясняется это несколькими причинами:

  • по закону, хранить лекарства имеют только организации или индивидуальные предприниматели, лицензированные для проведения медицинской или фармацевтической деятельности;
  • применение лекарственных препаратов требует точной диагностики, без назначения и контроля врача их прием может представлять опасность для здоровья, например, вызвать аллергическую реакцию;
  • на предприятии не всегда есть возможность создать оптимальные условия для хранения лекарств.

Состав аптечки первой помощи, утвержденный приказом № 1331н

Наименование изделияКоличество (не менее указанного)
Маска медицинская нестерильная одноразовая 10 штук
Перчатки медицинские нестерильные, размером не менее М 2 пары
Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» 1 штука
Жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения 1 штука
Бинт марлевый медицинский размером не менее 5 м х 10 см 4 штуки
Бинт марлевый медицинский размером не менее 7 м х 14 см 4 штуки
Салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16 х 14 см, 10 шт. в упаковке 2 упаковки
Лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2 х 500 см 1 штука
Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 1,9 х 7,2 см 10 штук
Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 4 х 10 см 2 штуки
Покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160 х 210 см 1 штука
Ножницы для разрезания повязок 1 штука
Инструкция по оказанию первой помощи с использованием аптечки 1 штука
Футляр (сумка) 1 штука

Приказом запрещается использование стерильных медицинских изделий из аптечки при нарушении их упаковки, а также неоднократное применение средств и инструментария, загрязненных кровью или биологическими жидкостями.

Хранение аптечки

Помимо правил размещения аптечки первой доврачебной помощи на предприятии, следует учитывать общие рекомендации, касающиеся хранения изделий медицинского назначения. Аптечку следует размещать в местах, защищенных от попадания прямых солнечных лучей, избегать помещений с повышенной влажностью, запыленностью. Необходимо хранить аптечку при комнатной температуре, вдали от нагревательных приборов, не допускать резких перепадов температуры воздуха в помещении.

Ответственность за наличие/отсутствие аптечки

Сотрудник, ответственный за хранение и использование аптечки, назначается руководством организации. Он должен пройти курс по оказанию первой помощи. В обязанности ответственного сотрудника также входит:

  • проверка срок годности изделий, входящих в состав аптечки;
  • утилизация средства с закончившимся сроком годности;
  • составление заявки на закупку необходимых компонентов аптечки;
  • своевременное пополнение содержимого аптечки.

Не является обязательным, но рекомендуется письмом Роструда № ПГ/8351-3-5

от 7 ноября 2012 года, ведение журнала регистрации использования изделий. После каждого использования аптечки или прошедшей проверки в журнале делается соответствующая запись. 

Наличие аптечки на предприятии может проверить Государственная инспекция труда или Роспотребнадзор. При ее отсутствии на работодателя будет наложен штраф.

Утилизация просроченных изделий

Приказ Минздрава гласит, что по истечении сроков годности медицинские изделия и прочие средства из состава аптечки первой помощи подлежат списанию и уничтожению (утилизации) в соответствии с законодательством РФ. Утилизацию изделий медицинского назначения регламентирует Федеральный закон № 89 от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». Поскольку, согласно действующим правилам, в аптечках для оказания первой доврачебной помощи нет лекарственных средств, утилизировать бинты, салфетки, лейкопластырь с истекшим сроком годности можно как обычные бытовые отходы.

Источники:

  1. Проблемы оснащения для оказания первой помощи: организационно-правовой аспект. Дежурный Л.И., Закурдаева А.Ю. Социальные аспекты здоровья населения. 2020. №66(5). с.1-31.
  2. Сравнительный анализ требований к комплектации аптечек и укладок, предназначенных для оказания первой помощи в Российской Федерации. Ибрагимова Г.Я., Хабибуллина Д.Ш., Гайсаров А.Х. Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2020. Т22, №1. с.34-38.

Читайте также

Хотите, мы вам перезвоним?
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.

наши сертификаты и лицензии

Наверх